
Уолт
Дисней явил миру редчайшее сочетание выдающихся творческих и
предпринимательских качеств. Увы, секрет совместимости доброго Санта
Клауса и акулы капитализма он унес с собой. А может, ларчик открывался
просто: все мы заложники своего детства…
Родился Уолтер Элайс Дисней в Чикаго в семье бедных выходцев из Ирландии. 5 декабря 1901 года.
Папаша
Диснея придерживался спартанских правил в деле воспитания подрастающего
поколения. Он нещадно «лечил» своих отпрысков трудотерапией,
заблаговременно готовя их к выживанию в суровых джунглях капитализма.
Не минула участь сия и младшего из четырех сыновей — Уолтера, с
малолетства помогавшего отцу-неудачнику сначала на ферме, затем в
доставке газет, производстве фруктового желе, торговле в поездах.
Об
игрушках приходилось только мечтать, и единственной отрадой,
скрашивавшей тяжелое детство будущего мультимиллионера, стала любовь к
рисованию. Свой первый самостоятельный заработок 7-летний «пикассо»
получил за портрет соседской лошади от ее хозяина, расщедрившегося на 5
центов.
Уолт хотел делать рисунки подобно тем, которые
видел в комиксах, но у него не было ни капли свободного времени. Его
деспот-отец, думая, что все художники — бездельники, жестоко наказывал
Уолта. Тем не менее, Уолту удалось поступить в чикагский Институт
Искусств, где он обнаружил, что его истинные таланты находятся скорее в
области осмысления и координирования проектов, чем в составлении
документов.
В 1918 году Уолту, возжелавшему призваться на
воинскую службу, отказали, сославшись на юный возраст (было ему всего
17 годков), тогда назло всем он записывается добровольцем в «Красный
крест» и отправляется за океан на целый год. После войны молодой
человек устраивается художником в рекламное агентство.
Там
он и встретил Уба Айверкса, молодого художника, ставшего его деловым
партнером. Они открыли совместную студию и приобрели подержанную
камеру, с которой и делали двухминутные рекламные фильмы. Фильмы были
показаны только в местных кинотеатрах и, в конечном счете, партнеры
переместили свою студию в Лос-Анджелес, чтобы быть хоть чуточку ближе к
кинопромышленности Голливуда. Словно наркотиком становится для него
мультипликация.
Пару лет спустя он отправляется в Голливуд,
чтобы стать режиссером мультфильмов. Там он захватывает гараж своего
дяди, одалживает деньги на краски, кисточки и прожекторы у старшего
брата Роя и приступает к производству анимационных короткометражек.
Поначалу дела шли из рук вон плохо.
Первым героем полностью
анимированных мультфильмов стал забавный кролик по имени Освальд,
придуманный и нарисованный Уолтом. За год студия выпустила 26 серий про
приключения кролика, но когда пришла пора начинать новый сезон, Уолт с
ужасом обнаружил, что дистрибутор из Нью-Йорка успел переманить четырех
художников студии и теперь планирует выпускать мультики про Освальда
без участия создателя. Увы, контракт был составлен таким образом, что
именно дистрибутор, а не автор владел правами на мультипликационного
героя. Это был горький, но полезный урок для Диснея, который с тех пор
внимательно следил за тем, чтобы права на все его творения принадлежали
только ему.
А в январе 1926 года в Калифорнии открылась
первая студия Диснея. Два брата — Уолт и Рой приблизились к своей
мечте, начав создавать анимационные фильмы. Создание даже небольшого
эпизода требовало таланта директора, актера, звукооператора, сценариста
и музыкального редактора. Уолт и Рой оказались способными на все это.
Первый
фильм про энергичную мышь по имени Мортимер — «Стремительный самолет»
был выпущен в 1928. Показ не был столь успешным, так как в это же время
появились звуковые фильмы, составившие конкуренцию продукции студии.
Вскоре
студия Уолта Диснея получила контракт от правительства США на
производство учебных фильмы. Проекты были настолько прибыльными и
интересными, что студия полностью отказалась от продолжения работы над
фильмами про Мортимера.
В 1928 году братья вернулись к идее о
«энергичной мыши». Напряженная работа привела к появлению
короткометражного фильма «Пароход Вили». Капитаном судна была маленькая
мышь. Так родился Микки-Маус.
Вскоре мышонок оброс целой компанией зверей-симпатяг: подруга Минни, заносчивый утенок Дональд, собаки Гуфи и Плуто, три поросенка…
Но именно Микки
досталась основная зрительская любовь. Он и по сей день самый
популярный и, несомненно, самый растиражированный мультперсонаж
планеты. Неутихающая миккимания беспрецедентна. У Спилберга в «Рядовом
Райане» захваченный американцами в плен немец, роя себе могилу,
произносит заветные слова «Я люблю Микки Мауса». И его не убивают!
Неистребимый
дух американизма в мышонке был настолько заразителен, что прогневил
самого Гитлера, и тот объявил Микки врагом рейха, совершив
непростительную ошибку. Позже именно имя мультяшного грызуна стало
паролем операции по высадке войск союзников в Нормандии.
Третий
рейх пал, а Микки продолжил триумфальное шествие по планете. Студию,
поставившую на конвейер производство 8-минутных короткометражек,
прозвали «мышиной фабрикой», а ее владельца «мышиным королем». Кстати,
Дисней так сроднился с рисованной мышью, что 20 лет сам озвучивал Микки
своим неподражаемым фальцетом.
Первый большой успех пришел в 1929 году с фильмом «Глупые симфонии» и первой в мире полнометражной мультипликацией «Белоснежка и семь гномов» (1937 год). Между этими фильмами на свет появились Плуто и Гуффи — другие популярные диснеевские герои, а также первый цветной фильм с Микки Маусом — «Концерт».
Для производства цветных фильмов понадобилось
осваивать новую профессию. До этого момента специалисты-композиторы,
разработав общие идеи, передавали их аниматорам. Теперь же
потребовались специалисты фона и консультанты в подборе цвета.
Расширив
свою сферу деятельности, Дисней, втайне мечтавший сказку сделать былью,
покупает в Калифорнии участок земли для строительства грандиозного
парка развлечений для детей и взрослых. Вложенные в строительство 17
миллионов долларов окупились в десятикратном размере уже в первые годы
существования парка. Ещё более грандиозный проект был завершён в 1971
году, спустя 5 лет после смерти Диснея. Последний из тематических
парков, «Царство зверей», открытый во Флориде в 1998 году, потянул уже
на миллиард! Конечно, такую игрушку могла себе позволить только
диснеевская корпорация, чей годовой оборот составляет более $20 млрд.
Полная
фильмография Диснея — это более чем внушительный список. В качестве
продюсера он работал над созданием 526 мультфильмов, озвучивал своего
бессмертного мышонка Микки и еще некоторых героев в 122 мультфильмах. В
конце 1950-х и на протяжении 1960-х годов студия Диснея занималась
созданием документальных видовых серий, фильмов о животных, игровых
коммерческих фильмов для кино и ТВ.
За свои работы Дисней получил 29 призов «Оскар».