БМВ,
«Байериш Моторен Верке», (BMW, Bayerisch Motoren Werke AG), немецкая
автомобильная компания, специализирующаяся на производстве легковых и
спортивных автомобилей, автомобилей повышенной проходимости и
мотоциклов. Штаб-квартира находится в Мюнхене. В
1913 на северной окраине Мюнхена Карл Рапп и Густав Отто, сын
изобретателя двигателя внутреннего сгорания Николауса Августа Отто,
создают две маленькие авиамоторные фирмы. Начавшаяся Первая мировая
война сразу принесла многочисленные заказы на двигатели для самолетов.
Рапп и Отто решают объединиться в один авиамоторный завод. Так в
Мюнхене возникает завод авиационных двигателей, который в июле 1917
регистрируется под именем Bayerische Motoren Werke ( «Баварские
моторные заводы») — BMW. Эту дату и принято считать годом основания
BMW, а Карла Раппа и Густава Отто ее создателями.
После
окончания Первой мировой войны фирма оказалась на пороге краха, т. к.
по Версальскому договору немцам запретили производить двигатели для
самолетов, а именно двигатели в то время были единственной продукцией
BMW. Но предприимчивые Карл Рапп и Густав Отто находят выход из
положения — завод перепрофилируется на выпуск сначала мотоциклетных
двигателей, а затем и самих мотоциклов.
В
1923 с завода BMW выходит первый мотоцикл R32. На мотосалоне 1923 года
в Париже этот первый мотоцикл BMW сразу же завоевал репутацию
скоростной и надежной машины, что подтвердилось абсолютными рекордами
скорости на международных мотогонках 20-х—30-х годов.
Одновременно
разрабатывают двигатель «Motor-4», окончательная сборка которого
производится в других странах Европы. В 1919 Франц Димер на самолете с
этим двигателем, поднявшись на высоту 9760 метров, устанавливает первый
мировой рекорд BMW. Производство получает дополнительный импульс после
заключения секретного соглашения с Советской Россией о поставке ей
новейших авиадвигателей. Большинство советских рекордных перелетов 30-х
годов были выполнены на самолетах, оборудованных двигателями BMW.
В
1928 фирма приобретает автозаводы в Айзенахе (Тюрингия), а вместе с
ними и лицензию на производство малолитражного автомобиля Dixi (это был
лицензионный английский Austin 7). Его производство начинается с 1929.
Dixi — первый автомобиль BMW. В период экономических трудностей
малолитражка становится наиболее популярным автомобилем Европы. К
началу Второй мировой войны BMW — одна из наиболее динамично
развивающихся фирм мира, выпускающая технику со спортивной ориентацией.
В ее активе несколько мировых рекордов: Вольфгaнг фон Гронау на
открытом гидросамолете Dornier Wal, оснащенном двигателем BMW,
пересекает Северную Атлантику с востока на запад, Эрнст Хенне на
мотоцикле R12, оборудованном карданным приводом, гидравлическими
амортизаторами и телескопической вилкой (изобретение BMW),
устанавливает мировой рекорд скорости для мотоциклов — 279,5 км/ч, не
превзойденный никем в течение последующих 14 лет.
В
1933 начат выпуск модели «303» — первого автомобиля BMW с 6-цилиндровым
двигателем. Именно эта модель первой приобретает характерную решетку
радиатора. в народе названную "ноздрями" BMW. Эти ноздри стали типичным
элементом дизайна всех автомобилей BMW.
В
1936 на BMW выпускается знаменитая «328» — один из наиболее успешных
спортивных автомобилей. Для того времени это были просто авангардные
технические новинки: трубчатая рама, шестицилиндровый двигатель с
головкой блока из легких сплавов, новая система клапанного механизма со
штангами. С 328 моделью компания BMW настолько прославилась во второй
половине 30-х. что все последующие автомобили с фирменным двухцветным
знаком воспринимались общественностью как символ высокого качества,
надежности и красоты. С ее появлением окончательно сформировалась
идеология BMW, по сей день определяющая концепцию новых моделей:
«Автомобиль — для водителя». Основной же конкурент, «Мерседес-Бенц»,
следует принципу: «Автомобиль — для пассажиров». С тех пор каждая фирма
идет своим путем, доказывая, что именно ее выбор правилен.
Победитель
великого множества соревнований — кольцевых гонок, ралли, состязаний в
поднятии на холм, — BMW 328 была адресована знатокам спортивного
автомобиля и оставила далеко позади все серийные спортивные машины.
1938
г. - BMW приобретает лицензию на двигатели Pratt - Whitney. Затем
разрабатывается модель 132, которая устанавливается на знаменитые
Юнкерсы Ю52. В этом же году создается самая быстрая довоенная модель
мотоцикла, мощностью 60 л.с. и максимальной скоростью 210 км/ч. В 1939
году немецкий гонщик Георг Майер становится чемпионом Европы на этом
мотоцикле. И впервые иностранец на иностранном мотоцикле выигрывает
британские гонки "Senior Tourist Trophy".
Начавшаяся война приводит к приостановке выпуска автомобилей. Приоритет вновь отдается авиадвигателям.
В
1944 BMW первой в мире начинает выпуск реактивного двигателя BMW
109-003. Проводятся также испытания ракетных двигателей. Конец Второй
мировой войны стал катастрофой для концерна. Четыре завода, оказавшиеся
в Восточной зоне оккупации, разрушены и демонтированы. Головной завод в
Мюнхене демонтирован англичанами. В связи с производством во время
войны авиадвигателей и ракет победители издают приказ о запрете
производства на три года.
И Карл Рапп и
Густав Отто, не изменившие своей любви к моторам, решают опять начать
все с нуля. Разрабатывается 1-цилиндровый мотоцикл R24, собиравшийся в
мастерских практически кустарно. Он становится первым послевоенным
изделием BMW. В 1951 появляется и первый послевоенный легковой
автомобиль модели «501». Однако финансового успеха он не приносит.
В
1955 начинается выпуск моделей R 50 и R 51, открывающих новое поколение
мотоциклов с полностью подрессоренной ходовой частью, выходит
малолитражка «Исетта», странный симбиоз мотоцикла с машиной.
Трехколесная машина с дверью, открывающейся вперед по движению, имела
огромный успех в нищей послевоенной Германии. Но из-за последовавшего
затем увлечения большими лимузинами и связанных с этим убытков фирма
оказывается на пороге краха. Это единственный случай за всю историю
BMW, когда неправильно была просчитана экономическая ситуация и
выброшенные на рынок машины не имели спроса. Встает вопрос о продаже
фирмы. «Мерседес-Бенц» поспешила объявить о ее покупке, но этому
воспрепятствовали мелкие акционеры, работники фирмы, ее торговые агенты.
Перестроив структуру капитала, BMW удается продолжить свою деятельность. Третий раз фирма начинает все заново.
1956
г. - дизайнер Альбрехт Граф Гертц, живущий в Нью-Йорке, создает
сенсационный автомобиль - спортивный красавец. "BMW побила даже
итальянцев". - так писали газеты в 1956 году, когда был представлен
этот автомобиль. BMW 507 предлагался и как родстер, и с жесткой крышей.
Восьмицилиндровый алюминиевый двигатель объемом 3.2 литра мощностью 150
л.с. разгонял автомобиль до 220 км в час. Всего таких автомобилей с
1956 до 1959 года было продано 252 штуки. Сегодня это один из самых
редких и дорогих коллекционных автомобилей.
1959
г. - при помощи новой модели BMW 700 с воздушной системой охлаждения
концерну удалось преодолеть внутренний кризис и создать основу для
дальнейшего успеха марки в целом. Успех был достигнут не только в сфере
продаж. Версия купе дала возможность BMW добиваться спортивных побед.
В
1962 концепция модели 1500 -легкого. компактного. спортивного.
четырехдверного автомобиля - была принята на рынке с таким восторгом.
что производственные мощности не позволяли удовлетворить спрос на эти
автомобили.
В 1966 впервые представлен
двухдверный автомобиль 1600-2. Он послужил основой для создания
успешной серии моделей от 1502 до 2002 с турбонаддувом. Успехи "нового
класса" способствовали развитию всего модельного ряда. Концерн BMW смог
позволить себе возродить традицию 30-х годов и начать выпуск
шестицилиндровых моделей. В 1968 году состоялся премьерный показ
моделей 2500 и 2800. которые позволили BMW снова войти в число
предприятий. выпускающих большие седаны. Таким образом. 60-е годы стали
самыми успешными за всю предыдущую историю предприятия.
В
1969 BMW переводит производство мотоциклов в Берлин. Начинается выпуск
новой серии мотоциклов-«оппозитов». В 1976 на мотоцикле R100 RS впервые
устанавливается полноразмерный обтекатель. В 1983 выпускается одна из
самых популярных моделей мотоциклов — К100 с 4-цилиндровым рядным
двигателем с жидкостным охлаждением и впрыском топлива. В год столетия
мотоцикла, в 1985, завод в Берлине выпускает более 37 тысяч мотоциклов.
В 1989 происходит презентация мотоцикла K 1.
В
1970-е годы появляются первые автомобили знаменитых серий BMW — модели
3-й серии, 5-й серии, 6-й серии, 7-й серии. С выпуском 5-й серии
началось производство принципиально нового поколения моделей BMW. Если
раньше концерн занимал преимущественно нишу автомобилей спортивного
типа, то теперь он занял свое место и в сегменте комфортабельных
седанов. Купе 3.0 CSL. которое с 1973 г. выигрывает шесть европейских
чемпионатов. позволяет BMW добиться особых успехов. Это купе скрывало в
себе множество технических новинок. На нем впервые был установлен
шестицилиндровый двигатель BMW с четырьмя клапанами на цилиндр. а его
тормозная система была оснащена АБС - совершенной новинкой по тем
временам.
В 1977 новый прорыв в классе "люкс". С появлением 7-й серии закончилось принципиальное обновление всех серий BMW.
С
1986 г. BMW M3 самый успешный автомобиль для шоссейно-кольцевых гонок в
мире. Компактная двухдверная модель параллельно разрабатывалась как для
серийного производства, так и для автоспорта. Результат был для BMW
просто триумфальным. В 1987 году итальянец Роберто Равилья завоевывает
первое место на чемпионате мира по шоссейно-кольцевым гонкам. И в
течение последующих пяти лет BMW M3 доминировал на спортивной сцене.
В
1987 новый родстер, который первоначально задумывался просто как
экспериментальная модель, продолжил традицию родстеров BMW 30-х и 50-х
годов. BMW Z1 был построен в 8000 экземплярах и стал носителем
ультрасовременных технологий. Аэродинамика этого автомобиля была также
на образцовом уровне. В 1987 году концерн BMW одним из первых в мире
применяет электронную систему регулировки мощности двигателя.
В
1990 новое купе-мечта: BMW 850i. Сердцем у этого элегантного купе
класса "люкс" стал двенадцатицилиндровый двигатель, который с любых
оборотов мог буквально выстрелить автомобиль вперед. Совершенно новый
интегральный задний мост совершенно неповторимым образом соединял в
себе спортивные качества и высочайшую комфортабельность. В
год воссоединения Германии концерн, основав фирму BMW Rolls-Royce GmbH,
возвращается к своим корням, пущенным на ниве авиамоторостроения, и в
1991 представляет новый авиадвигатель BR-700. В начале 90-х годов на
рынке появляются спортивные компактные автомобили третьего поколения
3-й серии и купе 8-й серии.
Неплохим шагом
для фирмы стала покупка в 1994 за 2,3 млрд. немецких марок промышленной
группы Rover Group («Ровер Групп»), а вместе с ней и крупнейшего в
Великобритании комплекса по выпуску автомобилей марок Rover, Land Rover
и MG. С покупкой этой фирмы список автомобилей BMW пополнился
недостающими автомобилями сверхмалого класса и внедорожниками.
С
1995 в серийную комплектацию всех автомобилей BMW включается надувная
подушка безопасности для переднего пассажира и система противоугонной
блокировки двигателя. В марте этого же года запускается в производство
универсал (touring) 3-й серии. Новый автомобиль отличался не только
современным дизайном, но и самой передовой техникой. Так, например,
впервые в автомобилестроении ходовая часть почти целиком была
изготовлена из алюминия.
Также 1995 - дебют
новой 5-й серии BMW. Главный принцип в её разработке - создание
гармоничной концепции. Новый автомобиль отличался не только современным
дизайном, но и самой передовой техникой: впервые в автомобилестроении
ходовая часть почти целиком была изготовлена из алюминия. Применение
новых материалов позволило увеличить степень утилизации автомобиля до
85 процентов. Исключительно жесткий кузов обеспечивает непревзойденный
уровень пассивной безопасности.
В 1996 году
модель BMW Z3 7-й серии впервые оснащается дизельным двигателем.
Уникальный синтез динамичности и классического дизайна представляет
собой просто восхитительную концепцию. Дополнительную рекламу
автомобилю создает фильм «Золотой глаз», в котором на Z3 разъезжает
суперагент 007 Джеймс Бонд. BMW Z3 стал бестселлером. Новый завод в
Спартанбурге не успевает выполнять все заказы.
В
1997 мотоцикл, который не может оставить равнодушным - Модель R 1200 С,
представляет собой совершенно новую интерпретацию дорожного мотоцикла.
Сенсационный дизайн, сочетавший в себе традиционные и футуристические
элементы. Он получил самый большой из когда-либо создававшихся
оппозитных двигателей BMW. Его рабочий объем составляет 1170 смЗ. а
развиваемая мощность 61 л.с. В этом же году BMW представляет еще один
автомобиль-мечту. Речь идет о родстере М, который как никто другой
является истинным воплощением чистокровного открытого спортивного
автомобиля.
В 1997 году BMW представила
автомобиль мечты, который заставил подпрыгнуть сердца знатоков. Родстер
M воплотил в себе идеал чистопородного спортивного автомобиля, как ни
один BMW до этого. Его 321-сильный двигатель M3 гарантирует
захватывающую езду.
Весной 1998 года
дебютировало пятое поколение успешных седанов 3 Серии. Переработанная
во множестве деталей, новая 3 Серия предлагает не только исключительный
внешний вид, но и самые современные двигатели, новейшие технологии
подвески и лучшие в своем классе стандарты безопасности.
Начало
1999 года ознаменовалось дебютом BMW X5, который стал первым в мире
Спортивным Автомобилем для Активного Отдыха (Sports Activity Vehicle):
машина, уникальным образом сочетающая элегантность и практичность,
открывая тем самым новое измерения мобильности.
И еще одно
первое место: BMW Z8, великий спортивный автомобиль, отпраздновал свою
премьеру в 1999 году и восхитил поклонников Джеймса Бонда в фильме "И
целого мира мало". В 1999 году компания BMW также преподнесла
сюрприз энтузиастам автомобильного дела на франкфуртском автосалоне,
предоставив футуристический концепт Z9 gran turismo.
В
настоящее время BMW, начавшаяся с маленького авиамоторного завода,
производит свою продукцию на пяти заводах в Германии и двадцати двух
дочерних предприятиях, разбросанных по всему миру. Это одна из немногих
автомобильных фирм, не использующая на заводах роботов. Вся сборка на
конвейере идет только вручную. На выходе - только компьютерная
диагностика основных параметров автомобиля.
|