«Мода
- это то, что носишь сам. Все, что носят другие, - немодно». Знаменитый
афоризм Оскара Уайльда опровергла Коко Шанель в середине 20-х годов
прошлого века, заявив, что мода - это «маленькое черное платье». Ее
авторитет был столь велик, что женщины различных сословий и достатка
нераздумывая надели «траурный» наряд и сделались сразу одинаково
привлекательными. Этот решительный шаг принес Коко всемирную
известность и сделал ее находку символом элегантности, роскоши и
хорошего вкуса. Понятие «стиль Шанель» прочно утвердилось в
терминологии моды. Сама она говорила: «Прежде всего - это стиль. Мода
выходит из моды. Стиль - никогда!».
Но если покрой ее
моделей отличался предельной простотой («Нужно безжалостно убирать все,
что чрезмерно»), то собственную биографию Великая Мадемуазель, как
называли ее французы, приукрашивала и перекраивала до неузнаваемости.
О
ее детстве мы знаем довольно мало. Габриель родилась 19 августа 1883
года в городе Сомюре на западе Франции. Отцом ее был ярмарочный
торговец Альбер Шанель, матерью - его подружка Жанна Деволь. Всю жизнь
легендарная Мадемуазель боялась, что журналисты могут узнать о ее
внебрачном происхождении, о том, что ее мать умерла от астмы и
истощения, и о том, что отец ее попросту бросил, сдав в 12-летнем
возрасте в католический приют в Обазине. Когда девушке исполнилось 20
лет, монахини подыскали ей работу в трикотажном магазине в городе
Мулен. Габриель быстро заслужила уважение новых хозяев и заказчиков -
она мастерски шила женскую и детскую одежду. Свободное от работы время
она посвящала пению в кафе - шантане и часто исполняла модный шлягер:
«Кто видал Коко у Трокадеро?» Отсюда и берет свое начало легендарное
имя - Коко Шанель. Правда, Мадемуазель не любила вспоминать о своей
певческой карьере и объясняла происхождение этого прозвища иначе: «Мой
отец обожал меня и называл цыпленочком [по-французски — коко]».
Вообще
мотив презрения к собственному происхождению, к нищете, окружавшей ее в
детстве, преследовал Шанель на протяжении всей жизни. Этот комплекс
стал одним из основополагающих в ее бурной деятельности, в стремлении
любыми путями добиться успеха и признания. Ей хотелось спастись от
унижений и забыть нищее детство без ласки и любви, пустоту и
одиночество. И поэтому, когда в 1905 году в ее жизни появился молодой
буржуа Этьены Бальсан, олицетворявший собой праздность и роскошь, она
решила, что этот мужчина создан для нее. Поселившись в его замке, Коко
пользовалась всеми преимуществами нового положения: валялась в постели
до полудня и читала дешевые романы. Но Этьены не считал ее той
женщиной, с которой следует связать жизнь. Спустя три года Коко
познакомилась с его другом - молодым англичанином Артуром Кейпелом, по
прозвищу Бой. Именно ему Шанель обязана началом своей карьеры: он
посоветовал приглянувшейся ему девушке открыть шляпный магазин и обещал
оказать финансовую поддержку. Коко сменила замок на холостяцкую
квартиру Артура в Париже. Здесь она стала делать и продавать свои
шляпки всем бывшим любовницам Боя и их многочисленным подружкам. Дело
Шанель быстро пошло в гору, и в конце 1910 года, взяв деньги у друга,
она перебралась на улицу Камбон и открыла там свое ателье со смелой
вывеской «Моды Шанель». Совсем скоро эта улица станет известна всему
миру и в течение полувека будет связана с ее именем.
В
1913 году Коко открыла процветающий бутик шляпок в Довиле. Но она
мечтала разработать свою линию женской одежды. Права изготавливать
«настоящее» женское платье Шанель не имела: поскольку она не была
профессиональной портнихой, ее могли привлечь к ответственности за
незаконную конкуренцию. Коко нашла выход: стала шить платья из джерси -
ткани, которая до этого использовалась только для пошива мужского
нижнего белья, и сделала на этом состояние. Подобным образом рождались
все ее наряды-открытия. Созидая, Коко не изощрялась, а упрощала. Она не
рисовала свои модели и не шила их, а просто брала ножницы, накидывала
ткань на манекенщицу и резала и закалывала бесформенную массу материи
до тех пор, пока не проявлялся нужный силуэт. Коко стремительно вошла в
мир моды, обратив на себя всеобщее внимание: она создала стиль, ранее
немыслимый для женщин, - спортивные костюмы; она осмеливалась
появляться на пляжах приморских курортов в «матроске» и обтягивающей
юбке. А через пару лет Коко покажет редингот без пояса и украшений,
убрав бюст и изгибы почти с мужской строгостью. Она создаст заниженную
талию, платье-рубашку, женские брюки и пляжную пижаму. Так родился
стиль от Шанель — просто, практично и элегантно.
Несмотря
на то, что Коко ввела моду на женские брюки, сама она их носила редко,
так как считала, что женщина никогда не будет выглядеть в брюках так же
хорошо, как мужчина. Однако короткая мужская прическа ей нравилась.
Причина проста - за короткими волосами легче ухаживать. Однажды она
отрезала косы и гордо вышла «в люди», объясняя всем, что у нее в доме
загорелась газовая колонка и опалила ей локоны. Так в 1917 году
возникла мода на короткую женскую стрижку. Сейчас трудно и представить,
что до Шанель дамы просто обязаны были быть длинноволосыми.
А
потом пришла беда: в 1919 году Артур Кейпел погиб в автомобильной
катастрофе. «Женская жизнь» Коко расстроилась. Возможно, не случись
этой трагедии в ее жизни, не было бы и знаменитых экспериментов с
черной тканью. Острословы утверждают, что Шанель ввела в моду черный
цвет, чтобы одеть в траур по своему возлюбленному всех женщин Франции,
потому что сама не имела права официально носить траур: они с Артуром
не были женаты.
Первые модели такого платья шились из
забытого сейчас текучего креп-марокена, были они длиной до колен,
прямого покроя с узкими рукавами до запястий. Их отличали невероятно
точный, выверенный крой и революционная длина юбки. Кстати, Шанель
считала, что низ платья нельзя поднимать выше колена, поскольку редко
какая женщина может похвастаться безупречной красотой этой части тела.
У более дорогих платьев для коктейля был U-образный вырез, а у вечерних
- глубокое декольте на спине. С такими платьями полагалось носить
длинные нитки жемчуга или цветной бижутерии, боа, маленькие жакетики и
крошечные шляпки.
«Маленькое черное платье» быстро стало
культовой одеждой и обрело статус символа. Популярность бессмертного
произведения Коко Шанель и по сей день неимоверна: появляются все новые
и новые интерпретации, так что можно с уверенностью сказать, что это
платье не выйдет из моды никогда.
Летом 1920 года, когда
Коко открыла в Биаритце большой Дом моделей, она познакомилась с
русским эмигрантом - великим князем Дмитрием Павловичем. Роман их был
коротким, но плодотворным: в творчестве Шанель начался «русский
период». Коко почерпнула множество новых идей от своего экзотического
любовника, и в ее коллекции появились детали русского народного
костюма, косоворотки с оригинальными вышивками. Но главное - князь
познакомил Коко с выходцем из России, выдающимся химиком-парфюмером
Эрнестом Бо, отец которого многие годы работал при Императорском дворе.
Эта встреча оказалась счастливой для обоих. Через год кропотливой
работы и длительных экспериментов Эрнест изготовил «духи для женщины,
которые пахнут, как женщина» - первый синтезированный парфюм из 80
компонентов, не повторяющий запах какого-либо конкретного цветка, как
было принято ранее. Дизайнеры заключили золотистую жидкость в
хрустальный прямоугольный флакон со скромной этикеткой, что было
своеобразной находкой - до этого флаконы всегда имели замысловатую
форму. Их успех пережил своих создателей - до сих пор духи «Шанель № 5»
являются самыми продаваемыми на планете.
В начале 1920-х
годов Шанель занялась дизайном ювелирных украшений. Мысль смешивать в
одном изделии стразы и натуральные камни посетила не ее одну, но она
была первой, кто дал этой идее жизнь. В это время Коко активно общалась
с миром парижской богемы: посещала балетные спектакли, была знакома с
художником Пабло Пикассо, известным балетным импресарио Сергеем
Дягилевым, композитором Игорем Стравинским, поэтом Пьером Реверди,
драматургом Жаном Кокто. Многие искали встречи с известной модельершей
просто из любопытства, однако с удивлением поняли, что Коко - неглупая,
остроумная, оригинально мыслящая женщина; недаром Пикассо назвал ее
«самой рассудительной женщиной на свете».
Мужчин в ней
привлекала не только внешность, но и неординарные личные качества,
сильный характер, непредсказуемое поведение. Коко была то неотразимо
кокетлива, то чрезвычайно резка, прямолинейна, даже цинична. Окружающим
она казалась целеустремленной, уверенной в себе, довольной собой и
своими успехами женщиной. К середине 20-х годов «русский период»
постепенно сошел на нет. Женился и уехал в Америку великий князь
Дмитрий, стал затворником П. Реверди, с которым у Коко были близкие
отношения, умер С. Дягилев, в США перебрался И. Стравинский, одно время
очень увлекавшийся Шанель. В жизни Коко появился герцог
Вестминстерский, роман с которым длился целых 14 лет. Эта непривычно
долгая для Мадемуазель любовная связь ввела ее в иную среду - мир
английской аристократии. В каждом из домов, куда возил ее герцог, она
видела долгожданный окончательный приют, часто пропадала в Англии,
путешествовала на его яхтах. На уик-энды в его поместье обычно
собиралось около шестидесяти приглашенных, среди которых часто бывали
У. Черчилль и его жена, самые близкие друзья герцога.
Шанель
всем своим существом перевоплотилась в англичанку. И главное отражение
это нашло в ее моделях того времени: «Я взяла английскую мужественность
и сделала ее женственной». Газеты писали, что никогда еще не было в ее
коллекциях столько твида, блуз и жилетов в полоску, столько костюмов
жокеев и яхтсменов, спортивных пальто и непромокаемых плащей. Габриель
переняла английскую любовь к свитерам. Законодатели мод пришли в
изумление от ее новой выходки: поверх облегающего свитера надевать
настоящие драгоценности.
Если бы Шанель смогла родить
наследника герцогу, то стала бы его женой. До 1928 года, пока страсть в
нем была сильна, он желал этого. Коко было 46 лет, когда она стала
ходить на консультации к врачам, но было слишком поздно: природа
воспротивилась ее мечте. Герцог Вестминстерский страдал не меньше своей
любимой, но был вынужден жениться на другой. «Английский период»
закончился, и Мадемуазель опять с головой ушла в работу. Успех
сопутствовал ей во всех начинаниях. Она находилась в зените славы и,
несмотря на возраст (ей уже было за 50), продолжала пользоваться
завидным успехом у мужчин. В 1940 году Коко увлеклась атташе
германского посольства Гансом Гюнтером фон Динклаге. Они поселились в
доме над ее магазином - единственным уцелевшим кусочком империи мод,
насчитывавшей до войны 6 тыс. сотрудников. Все предприятия Коко закрыла
осенью 1939 года - ей не хотелось работать. Незадолго до этого
сотрудницы Дома Шанель вышли на забастовку, требуя «какого-то
профсоюза». Так что война стала для нее случаем поквитаться -
Мадемуазель уволила всех. Поначалу Шанель заняла вполне патриотичную
позицию - показав свою коллекцию одежды в сине-бело-красных тонах
(цветах государственного флага Франции), она сильно рисковала. А затем
решила взять реванш за вынужденное безделье: приняла участие в эпопее,
связанной с попытками заключения мира между западными союзниками и
Германией, используя личные связи с У. Черчилем. Однако успеха эта
миссия не имела.
После освобождения Парижа Шанель, чье
сотрудничество с оккупантами было очевидным, сразу же задержали
сотрудники «Комитета по чистке». Но вечером того же дня ее выпустили.
Коко легко отделалась: и за более невинные вещи, чем роман с нацистом,
тогда можно было лишиться всего. А о ней словно забыли. Ходили слухи,
что генерала де Голля о такой забывчивости попросил лично У. Черчилль.
Единственное, чего потребовали от Мадмуазель новые власти в обмен на
свободу - немедленного отьезда из Франции. И ей пришлось на добрый
десяток лет залечь на дно, без борьбы оставив профессиональное поле во
владение всем желающим.
Коко жила в Швейцарии до 1953
года, а затем вернулась в Париж, к новому поколению модниц, давно
уверенных, что «Шанель» - это только марка духов. Когда Марлен Дитрих
спросила у Коко, зачем ей это нужно, она объяснила свое возвращение к
главному занятию просто: «Потому что я умирала от тоски». Правда, было
и еще одно объяснение: «Я больше не могла видеть то, что сделали с
парижским кутюр такие дизайнеры, как Диор или Бальмен. Эти господа
свихнулись! Дамы в их платьях, стоит только им сесть, делаются похожими
на старые кресла!» Первой реакцией знатоков и прессы на показ новой
коллекции Шанель были шок и возмущение - она не смогла предложить
ничего нового! Увы, критики не сумели понять, что в этом-то как раз и
состоит ее секрет - ничего нового, только вечная, нестареющая
элегантность. Коко взяла реванш в немыслимо короткий срок - за год. То,
что с треском провалилось в Париже, было слегка переработано и показано
за океаном. Американцы устроили ей овацию - в США состоялся триумф
«маленького черного платья», символа эпохи. Новое поколение модниц
стало считать за честь одеваться от Шанель, а сама Коко превратилась в
магната, управляющего самым крупным Домом в мировой индустрии моды.
Мир
признал ее единственной законодательницей самой утонченной
элегантности. Понятие «стиль Шанель» прочно утвердилось в терминологии
моды. Этот стиль предполагал, что костюм должен быть функциональным и
удобным. Если на костюме Шанель были пуговицы, то они обязательно
застегивались. Костюм обычно дополняли туфли на низком каблуке, носок
которых отделывался поперечной полоской, что зрительно уменьшало ногу.
Юбки Шанель закрывали колени и имели карманы, куда деловая женщина
могла положить сигареты. Ей также принадлежала идея носить сумку через
плечо.
Несмотря на великое множество людей, которые
окружали ее на протяжении всей жизни, Мадемуазель так и осталась
одинокой. В день ее смерти, 10 января 1971 года, когда ей было 87 лет,
рядом оказалась только горничная. Доходы империи Шанель составляли 160
миллионов долларов в год, а в ее гардеробе было найдено всего три
наряда, но «очень стильных наряда», как сказала бы Великая Мадемуазель.
Похоронили Коко Шанель, согласно ее завещанию, не в Париже, а в
швейцарской Лозанне, где, по ее словам, у нее возникало чувство
защищенности.