ЖЕЛТЫЕ С ПРЕССОМНашим
соотечественникам словосочетание "желтые ботинки" способно навеять
разве что мотив песни Жанны Агузаровой "Ах, эти желтые ботинки шагают
быстро по асфальту" (в ней, кстати, пелось и о "крокодильей кожи
лодочках"). При упоминании yellow boots у 90% американцев возникнет
образ ботинок фирмы Timberland.
Такой крепкой ассоциацией
американцы обязаны выходцу из Одессы Натану Шварцу. Он появился на свет
в 1902 году в бедной еврейской семье, и, когда его родители перед
первой мировой эмигрировали в США, новая родина могла предложить ему
только постоянную борьбу за существование. Отец, дед и прадед Натана
Шварца были сапожниками, и ему ничего не оставалось, как продолжать
семейное дело. В 1918 году Натан стал подмастерьем в крохотной обувной
мастерской и начал делать то, чем и должен был заниматься: кроить кожу,
вырезать подметки и шить обувь.
Лишь к 1952 году господину
Шварцу удалось скопить денег, которых хватило на покупку половины акций
ничем не приметной обувной фабрики в городке Абингтон в штате
Массачусетс. Через три года он выкупил ее целиком и вместе с сыновьями
еще десять лет производил обувь, не надеясь не только прославиться, но
и серьезно разбогатеть.
Все изменилось в 1965 году, когда была
придумана технология бесшовного соединения резиновой подошвы с кожаным
верхом обуви (с помощью специального пресса), что делало ее
водонепроницаемой. А в 1973 году появились первые "гарантированно
непромокаемые" кожаные желтые ботинки под брэндом Timberland.
ИТАЛЬЯНСКИЙ СЛЕДПочему
именно желтые - существует как минимум две версии. Фабрика, которую
купил Натан Шварц, среди прочей обуви производила ботинки для
лесорубов, и яркий желтый цвет использовался в целях безопасности -
чтобы работники не уронили друг другу бревно на ногу. В пользу этой
версии говорит и само название марки Timberland (timber в переводе с
английского - древесина, land - земля), а логотип марки - американский
дуб.
Абсолютно непохожее объяснение дает нынешний глава фирмы,
внук Натана Шварца Джеффри Шварц. "Мне было тогда лет десять, -
вспоминает он. - Мой отец (Синди - продолживший дело своего отца
Натана. - ' Деньги') все время пропадал на фабрике, и в доме постоянно
шли разговоры про то, как же сделать ботинки непромокаемыми; как
выделать кожу; о том, что хлопковые нитки не подходят и нужны
нейлоновые; что швы должны быть эластичными, но прочными, поэтому их
надо сделать тройными; о том, что клепки, куда вставляются шнурки,
должны быть металлическими, но не железными, чтобы они не заржавели от
воды… И вот наконец настал тот исторический момент, когда отец принес
домой эти первые ботинки. И тут мой брат воскликнул: 'Я ни за что такие
не надену. Они же желтые!' То есть, решая кучу сопутствующих проблем,
никто даже и не подумал про цвет…"
В общем, теперь уже
задаваться вопросом, откуда колер, поздно. Во-первых потому, что именно
в таком исполнении весь мир узнал продукцию марки и так она попала в
виде экспоната в музей дизайна в Лондоне. Во-вторых, потому, что
традиционно маркий цвет стал удобным маркетинговым ходом. На светлой
коже удобно демонстрировать преимущества товара: любая грязь на ней
заметна, а после помывки эффектно исчезает.
Правда, придумал
такой маркетинг человек не из династии Шварцев. И надо сказать, что для
Timberland его появление сыграло важнейшую роль. Дело было так. На
фабрике Шварцев появился щегольски одетый итальянец, который заявил,
что хочет купить ботинки. "Вам какой размер?" - спросил господин Шварц.
"Да нет, вы не поняли, мне нужно много ботинок, 900 пар",- объявил
итальянец. Господин Шварц подумал, что итальянец не в себе, но ботинки
ему продал.
Через год итальянец вернулся, и господин Шварц не
на шутку испугался, что тот приехал требовать назад деньги за 900 пар
ботинок. Однако итальянец попросил продать ему новую партию обуви еще
большего объема. В Италии он провел рекламную кампанию, в ходе которой
ботинки Timberland подвергались всевозможным испытаниям в экстремальных
погодных условиях. Когда же и после них ботинки чистые и сухие висели
на бельевой веревке, слоган гласил: "Если вы любите Timberland,
относитесь к ним как можно хуже". Таким образом, марка получила
популярность в Италии, там стали открываться магазины, торгующие обувью
Timberland, а желтые ботинки начали путешествие по всему миру.
К
1980 году за пределами США насчитывалось уже около сотни магазинов, а
кроме желтых ботинок появились и другие технологические и модельные
разработки.
ШАГ ЗА ШАГОМБлагодаря
успеху легендарного желтого ботинка, который в процессе производства
по-прежнему проходит через руки не менее чем 80 человек, всего за 30 с
небольшим лет Timberland превратился из скромного производителя обуви в
мировой брэнд, культивирующий определенный стиль жизни и удачно
соединяющий инновации и стиль. Доходы компании в 2005 году превысили
$1,5 млрд. Сейчас у Timberland, как у больших модных марок, несколько
линий одежды и обуви, собственное дизайн-бюро, свои каталоги и
фирменные магазины. Однако идеология марки не подразумевает участие в
дефиле. Хотя многие именитые фэшн-марки тоже делают спортивные линии,
трудно себе представить дайверские тапочки от Chanel или топсайдеры от
Gucci на подиуме.
В такой категории одежды важна не столько
форма, сколько содержание. "Белые воротнички" в Америке, как
рассказывают дизайнеры компании Timberland, в выходные ведут активный
образ жизни и "готовы тратить по $200 за пару обуви, в которой проведут
уикенд". Кстати, тем, кто вошел во вкус и стал настоящим приверженцем
марки, компания предлагает такие услуги, как нанесение на обувь имени
владельца или замену поношенной подошвы.
Первую коллекцию
одежды Timberland выпустил в 1988 году. Как и обувь этой марки, одежда
предназначена для путешествий, туризма, занятий спортом на воде, в
горах и просто для прогулок. В коллекциях одежды две доминанты -
технологии и материалы. Например, куртка от Timberland - это три в
одном: традиционная ветровка, толстовка-"кенгурушка" и капюшон, они
пристегиваются друг к другу застежкой-молнией, и получается
непромокаемая и непродуваемая теплая одежда. Есть также модели
двусторонних легких курток-трансформеров с набором карманов на все
случаи загородной жизни. Во многих моделях предусмотрены герметичные
непромокаемые карманы для мобильного телефона - даже в мужских плавках.
Материалы классические: хлопок, лен, шерсть. При этом линии одежды
весьма разнообразны: от классических льняных мужских костюмов в Limited
Collection до длинных рэперских рубах в Timberland Boot Company.
В
основных линиях Timberland Woman’s и Timberland Man’s дизайнеры следуют
модным трендам, но делают это аккуратно. Если, например, того требует
мода, на трикотаже появляются так называемые принты (рисунки), однако
они не гигантских размеров и не кричащих цветов. Благодаря моде на
морскую тематику коллекция "весна-лето" 2007 года пополнилась мужскими
тельняшками, но не в рябящую полоску, а с четырьмя основательными
полосами. Цвета, как правило, натуральные: белый, песочный, хаки,
классический деним, небесно-голубой. Впрочем, единение с природой может
быть не только покровительственной окраски. Например, вдохновение для
женской коллекции дизайнеры почерпнули на базаре в Перу - к
классической гамме Timberland добавились вишневый и персиковый цвета.
Концепции натуральности соответствует даже оформление каталогов: вместо
привычного глянца они напечатаны на бумаге, выделанной "под холст".