Официальным
днем рождения гражданского воздушного флота России считается 9 февраля
1923 года, когда Совет Труда и Обороны принял постановление "Oб
организации Совета по гражданской авиации" и "О возложении технического
надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота".
В
20-е годы, после окончания первой мировой войны, авиация в европейских
странах все больше использовалась в мирных целях - для перевозки
пассажиров, почты и грузов. Не отставала от своих соседей и Россия.
Особое внимание уделялось связям с зарубежными странами. Гражданские
полеты за границу выполнялись в основном на переоборудованных военных
самолетах.
1 мая 1922 года открылись полеты по первой
международной авиалинии Москва-Кенигсберг (в то время территория
Германии). Позже эту авиалинию продлили до Берлина.
15 июля 1923 года открылась первая регулярная внутренняя линия Москва-Нижний Новгород.
В
30-е годы авиастроение страны представляло собой уже большой и сложный
комплекс производственных предприятий, конструкторских бюро,
научно-исследовательских институтов и т.д. А самолеты конструкции А.Н.
Туполева, С.В. Илюшина, О.К. Антонова составили эпоху в мировом
самолетостроении. Пилоты, и в первую очередь международники, успешно
осваивали новый авиационный парк.
25 февраля 1932 года было
образовано Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) и
учреждено официальное сокращенное наименование гражданской авиации
страны - АЭРОФЛОТ.
В предвоенные тридцатые годы международные линии Аэрофлота заняли одно из важных мест в экономике страны.
Во
время Великой Отечественной войны летчики Аэрофлота защищали Отчизну,
проявляя большой профессионализм и мужество. Они выполняли особо важные
полеты к линии фронта, в тыл врага, за границу и на территории страны.
В эти тяжелые годы не прекращались регулярные полеты на международных
воздушных линиях.
После войны международное воздушное
сообщение стало активно возобновляться и расширяться. Появились новые
более совершенные самолеты Ил-12 и Ил-14 конструкции С.Илюшина.
Выход
в 1956 году на внутренние и международные линии Аэрофлота первого в
мире реактивного самолета Ту-104 конструкции Туполева расценивался как
выдающееся событие мирового значения.
В 1957 году совершил первый полет турбовинтовой лайнер Ил-18, созданный в ОКБ им. С.Илюшина.
В
августе 1959 года в Москве открылся аэропорт Шереметьево, главным
назначением которого стало обслуживание международных полетов.
В
конце 50-х годов прошел испытания и начал регуляные полеты на линиях
Аэрофлота самый большой по тем временам самолет Ту-114, отличавшийся
более экономичными турбовинтовыми двигателями. Позже его заменил на
дальних трассах новый отечественный самолет Ил-62.
В январе
1971 года на базе Транспортного управления международных воздушных
линий было организовано Центральное управление международных воздушных
сообщений Аэрофлота (ЦУМВС), которое стало единственным в отрасли
предприятием, выполнявшим международные рейсы под названием "Аэрофлот -
советские авиалинии".
В 1978 году в первый рейс за границу
отправился грузовой самолет Ил-76, который по настоящее время исправно
доставляет по всему миру грузы заказчикам.
В 1980 году
Аэрофлот был назначен генеральным перевозчиком участников XXII
Олимпийских игр, проходивших в Москве. Для того, чтобы принять
спортсменов и гостей столицы со всего мира, специально был построен
новый международный терминал аэропорта Шереметьево-2, способный
одновременно обслужить 31 самолет любого типа. 6 мая состоялось его
официальное открытие.
В 1991 году, после распада Советского
Союза, в бывших союзных республиках и регионах России были созданы
собственные авиакомпании. Наша компания стала правопреемником
наименования "Аэрофлот" и торговой марки международного перевозчика
бывшего СССР. В июне того же года было создано
Производственно-коммерческое объединение "Аэрофлот - советские
авиалинии", которое с 28 июля 1992 года преобразовано в открытое
акционерное общество "Аэрофлот - российские международные авиалинии".
Тогда же авиакомпания начала эксплуатировать зарубежную технику.
Первыми машинами иностранного производства стали взятые в лизинг
А310-300 консорциума "Эрбас Индастри". Через два года появились Боинги
767-300ER, отвечающие самым жестким требованиям по экологии и шумам.
В
1994 году в авиакомпанию поступили новые отечественные пассажирские
самолеты третьего поколения Ил-96-300 для межконтинентальных рейсов,
полностью отвечающие стандартам ИКАО по шумам. В конце 1995 года
Аэрофлот взял в лизинг грузовой самолет ДС-10-30Ф для эксплуатации на
маршрутах большой протяженности.
В 2000 «Аэрофлот» пригласил
группу британских консультантов с целью произвести «ребрендинг» — смену
имиджа. Работа над этим продолжалась довольно долго. Наконец, в 2003
«Аэрофлот» представил новый вариант раскраски своих самолётов и
униформы для экипажа. Была запущена крупная рекламная акция. Отдельного
упоминания заслуживает символика «Аэрофлота». Крылатый серп и молот,
бывший неотъемлемым символом авиакомпании с момента её основания, не
устраивал команду, занимавшуюся ребрендингом. Более того, неофициально
считалось, что клиентам из Западных стран будет «неуютно» пользоваться
авиакомпанией, чья символика напоминает им о Советской эпохе. Но опыт
показал, что серп и молот является самым узнаваемым символом компании,
и его было решено оставить. А на пассажирообороте это никак не
отразилось.
«Аэрофлот» провёл также модернизацию своего флота
западного производства. Было приобретено 18 самолётов серии А320 для
выполнения рейсов по Европе и 11 Боингов 767 для дальнемагистральных
рейсов. К 2004 общий размер флота авиакомпании превысил 100 самолётов.
Добившись
стабильности на рынке зарубежных перевозок, весной 2004 «Аэрофлот»
приступил к активной экспансии на рынок внутренних авиалиний, где
лидерство удерживает авиакомпания «Сибирь» (S7). В планы «Аэрофлота»
входит подчинить себе 30 % рынка к 2010. В 2006 это значение равно 9 %.
Одним из первых шагов на этом пути стала покупка авиакомпании
«Архангельские воздушные линии» и превращение её в дочернее предприятие
«Аэрофлот-Норд». В ноябре 2006 стало известно о планах «Аэрофлота»
поглотить дальневосточные авиакомпании «Дальавиа» и «Сахалинские
авиатрассы».
14 апреля 2006 «Аэрофлот» вступил в альянс
SkyTeam. Авиакомпания готовит к запуску собственный терминал в своём
базовом аэропорту Шереметьево, что устранит проблему неудобного
трансфера пассажиров между 1-м и 2-м терминалами.
14 сентября
2008 в связи с катастрофой Рейса 821 в Перми «Аэрофлот» заявил о
немедленном прекращении сотрудничества с компанией «Аэрофлот-Норд» в
части предоставления своего флага для полетов.
24 июля 2009 «Аэрофлот» подписал спонсорский контракт с футбольным клубом ЦСКА.