В
2004 году Umbro исполнилось ровно 80 лет. Предшественником одного из
самых известных сегодня производителей футбольной экипировки является
небольшой цех в городке Уислоу, графство Чешир. Его создателем был
некий предприимчивый Харольд Хампфри (Harold C. Humphreys), бросивший,
как говорят, школу в тринадцатилетнем возрасте. В делах ему помогал
родной брат, отсюда и название - Humphreys Brothers, в дальнейшем
сокращенное до Umbro. Недостаток опыта и практических навыков, с лихвой
компенсировались смекалкой и умением формировать коллектив обьединенный
общей целью. У компании появился свой, хорошо узнаваемый логотип –
двойной ромб (ромбы здесь, по идее – это грани алмаза), а также девиз -
Life is the game and we know which one! Широкая известность в
Великобритании пришла в 1934 году, после того как очень популярный в то
время «Манчестер Сити»( Manchester City) выиграл в форме Umbro Кубок
Англии, а через год его успех повторил Шеффилд Уэнсдэй (Sheffield
Wednesday). Потом была вторая мировая война, во время которой, Umbro
временно переключается на производство формы для Британских Вооруженных
Сил. Ну а следом настало время настоящего успеха. Трижды (1958, 1962, 1970) сборная Бразилии, во главе с великим Пеле, становится Чемпионом Мира по футболу. На
Чемпионате Мира 1966 года в Англии, пятнадцать (из 16-ти) сборных
команд выступают в «Умбро», в том числе сборная Советского Союза и
победители турнира – англичане. В 1967 году шотландский «Селтик»
(Celtic), и в 1968 году «Манчестер Юнайтед» (Manchester United)
становятся, соответственно, первым британским и первым английским
обладателем Кубка Европейских Чемпионов - в футболках Umbro. В
семидесятые и восьмидесятые годы прошлого века «Умбро» экипирует почти
все ведущие британские футбольные клубы (в том числе легендарные
«Ливерпуль» и «Арсенал» с Киганом, Тошаком, Рашем, Армстронгом, Ми,
Брэди и многими другими известными личностями в составе), многие
итальянские, испанские топ – команды. Традиционно, в майках с
двойным ромбиком на груди выступали сборные Англии, Ирландии, Уэльса и
Шотландии. Одним словом, Umbro долгое время считалась N1 в мире по
производству футбольной формы. Последние серьезные успехи на
международной арене связаны с победой сборной Бразилии на Чемпионате
Мира в 1994 году в США и незабываемый выигрыш манкунианцев, в финальном
матче Лиги Чемпионов 1999 года в дополнительное время у «Баварии». Похоже на то, что сейчас настали совсем другие времена. Началось
все с того, что контрольный пакет акций Umbro в 90-х купили американцы.
Сам футбол был им не столь интересен, и они принялись, подобно "Найку"
и "Рибоку", создавать империю по изготовлению полного джентельменского
(и не очень) набора для всех видов спорта и отдыха. Например, «Умбро» теперь экипирует мастеров таэквандо. Кто бы мог себе это представить еще каких-то десять лет назад… Вероятно,
это стало большой ошибкой – североамериканский рынок завоевать не
удалось, а позиции в Европе и Южной Америке Umbro теряет на глазах. Так,
свой пятый титул Чемпионов Мира по футболу бразильцы завоевали уже в
Nike («Найку» же «отошел» и «Манчестер Юнайтед» и, кроме прочих –
московский «Спартак»), ирландцы предпочли «Адидас», шотландцы – Fila,
валлийцы – Kappa. Про итальянцев можно, наверное, и не говорить… На последнем Чемпионате Европы в Португалии в Umbro (и без особого успеха) играли только сборные Англии и Швеции.. В английской премьер-лиге, до последнего времени, из заметных команд, предпочтение Umbro отдавал только лондонский «Челси». Как
раз на днях, подоспели новости о том, что клуб Абрамовича досрочно
разорвал действовавший до 2011 года контракт с «Умбро», заплатил
неустойку почти в 25 миллионов фунтов и «переодевается» в Adidas. Кто
следующий? Теперь немного о другом - как и все другие крупные фирмы,
"Умбро", всю свою продукцию (за исключением игровых маек) делает в Азии
(Вьетнам, Китай, Малайзия, Филиппины) и, иногда, в южной Европе
(Португалия, Турция). Про Скандинавию вопрос особый. Почти всю финскую
"Умбро" никогда не видели в Британии. Северяне шьют модели по
собственным лекалам или по моделям 10-летней давности. В свое время,
финские фирмы подсуетились и прикупили лицензии и товарный знак у
находящихся в затруднительном положении англичан. Так же, например,
немцы купили товарный знак фирмы Lonsdale и теперь шлепают его где
только можно. У скандинавов нет, к примеру, так популярных у
англичан, классических топов (Classic sweat top, из теплого
абсорбирующего материала, с эмблемой diamond посередине), легких
стеганных курток (Light jacket), "тяжелых" теплых курток (Вubble
jacket) и классических ветровок (Shower jacket, на клепках и с большими
карманами). Цены профинированной Умбры "на порядок" ниже. Что
соответствует и их качеству. В то время как заводское качество и
материалы английской "Умбро" с азиатскими и португальскими лейблами
всегда на уровне, качество финнов и Ко. явно ниже. Как еще их отличить?
У классических свитеров всегда по бокам должны быть вставки из
гофрированного материала - у финнов их нет. Буквы и эмблемы у финнов
всегда скачут и трясутся, прямо как прострочены отбойным молотком. К
тому же, их этикетки гласят правду: "сделано в
Финляндии/Швеции/Норвегии". На этикетках фирменной Umbro всегда
штрих-код - "5"! Это главный признак, что вещь родная. Другое
отличие - по ценам. В самой Британии, как и по всей Европе, каждый год
инфляция поднимает цены на спортивные товары. И там "Умбро" по ценам
довольно средняя фирма, но для нас отнюдь не дешевая. Плейшоты сборной
Англии, например, в английских магазинах стоят от 40 фунтов до 50-ти.
Тишки от 22-х фунтов, свит-шоты от 36. В Москве меньше этих цен товары
продаваться просто не могут. Так, что если вы купили свитшот (балахон)
по цене ниже 50-и долларов, скорее всего это вещь не из английских
каталогов). Сейчас англичане поняли свою ошибку и усложняют модели.
Вот изменили знак, удлинив "алмаз", но защитит ли это от подделок?
Сотни мастеров трудятся над изобретением новых дизайнов и материалов. А
финны шлепают значок Umbro на чем угодно. От плавок до носков. Шить то
они умеют. Хотя у самих, настоящие фирменные вещи из Англии стоят также
дорого!
Теперь что касается России – вот уже несколько лет,
Umbro в нашей стране представляет фирма «ABM-Спорт» наладившая
производство товаров под лейблом Umbro внутри страны. Остается
добавить, что с 2003 года, «лицом Umbro» в России является полузащитник
ЦСКА и сборной команды Ролан Гусев.